8 (812) 467 1251

196603, Красносельское ш.,
д.39, Пушкин, СПб.

e-mail: gks1pushkin@yandex.ru

Что изменится для водителей 1 марта 2023 года? 

« Назад

01.03.2023 21:03

В России регулярно принимаются законодательные инициативы, напрямую влияющие на жизнь автомобилистов. Следить за нюансами каждой из них — не всегда простое дело. Чтобы облегчить эту задачу, Дром подготовил дайджест очередных изменений. В этом материале — все о поправках и нововведениях, вступающих в силу 1 марта 2023 года.

Катимся по-новому

В первый день весны российские ПДД наконец-то официально «признают» существование электросамокатов, электровелосипедов, моноколес и прочих устройств. Начиная с 1 марта 2023 года в правилах официально будет зафиксирован новый термин — «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) — которым будет считаться «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)». До недавнего времени у такого транспорта был неопределенный статус. Почему? Потому что водители маломощных СИМ на дорогах фактически приравнивались к пешеходам, а СИМ помощнее (с двигателем мощностью более 0,25 кВт) — к мопедам, о чем знали даже не все владельцы подобного транспорта.

Но в Минтрансе решили: «Баста!». Дни правового лимба электросамокатов заканчиваются, о чем еще осенью рассказывал Дром. С 1 марта СИМ будут официально считаться транспортными средствами со всеми вытекающими последствиями. При этом передвигаться на СИМ можно будет со скоростью не больше 25 км/ч. К слову сказать, ПДД теперь разъясняет, где именно можно будет ездить на электросамокатах, электровелосипедах, моноколесах и так далее. Взрослые пользователи (старше 14 лет) смогут передвигаться на них по:

  • Обочинам и правому краю проезжей части (при отсутствии велодорожек);
  • Велосипедной дорожке;
  • Велопешеходной дорожке;
  • Проезжей части велосипедной зоны;
  • Полосе для велосипедистов;
  • В пешеходной зоне (если масса СИМ не превышает 35 кг);
  • По тротуару и пешеходной дорожке (если масса СИМ не превышает 35 кг).

Одним словом, с 1 марта 2023 года электросамокаты, моноколеса и подобные устройства получат четко зафиксированный статус в ПДД. И это хорошо!

А вот с наказанием нарушителей, передвигающихся на СИМах, все уже не так однозначно. Дело в том, что КоАП не предусматривает для них какой-либо отдельной статьи. По закону пользователи СИМ относятся к «другим лицам, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения», и нарушение ПДД грозит им штрафом 800 рублей, а если оно было совершено в состоянии опьянения — от 1000 до 1500 рублей. А ведь еще электросамокаты, оснащенные двигателям мощнее 0,25 кВт, по-прежнему будут считаться мопедами, ведь определение последних в ПДД никто не менял…

«Данный пробел в ПДД так и не был устранен. Понятие “мопед” осталось прежним: это — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, — пояснил Дрому адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. — Это означает, что если тот же [мощный] электросамокат перейдет в разряд мопедов, он потребует наличия водительского удостоверения, шлема и трезвого водителя. Однако моноколесо при любой мощности останется СИМ, что создает неравные условия и ответственность. И пока никаких изменений не предложено и даже не обсуждается», — добавил он.

В общем, с одной стороны, хорошо, что СИМ наконец-то признали отдельным видом транспорта. Но с другой, пробелы в законодательстве остаются, и для реального изменения ситуации еще предстоит проделать большую работу.

Корочки и справочки

Еще 1 марта 2023 года в России изменится внешний вид водительского удостоверения. Правда, несмотря на громкий повод, сами изменения будут чисто косметическими: с его оборотной стороны исчезнет штрихкод. Почему? Официальная причина звучит примерно так: предполагалось, что благодаря штрихкоду на документе инспекторы ДПС с помощью планшетов смогут оперативно пробивать водителей по базам данных. На практике, правда, выяснилось, что планшеты имелись далеко не у каждого сотрудника ГИБДД, да и считывались штрихкоды неидеально, поэтому сверяться с базами приходилось вручную. Так что от штрихкода на водительском удостоверении решено отказаться, к тому же сейчас набирает обороты другой проект — электронных «водительских прав», которые Минцифры запустило через приложение «Госуслуги авто».

А вот еще один пакет изменений должен был бы заработать 1 марта 2023 года, но, скорее всего, так и не заработает. Но поправки важные, поэтому не можем не упомянуть! Речь о внесении изменений в закон «О безопасности дорожного движения» и закон «О персональных данных». Законопроект подразумевает, что если во время медосмотра у водителя будет подтверждено наличие противопоказаний к управлению транспортным средством, его направят на обследование. В случае если при дальнейшей проверке диагноз подтвердится или водитель на обследование не явится, ему автоматически аннулируют водительское удостоверение, внеся соответствующую информацию в общий с ГИБДД реестр. Именно эта мера наделала в СМИ немало шума, однако спешим успокоить: пока что поправки в силу не вступили и не вступят. Да, действительно осенью 2022 года Госдума приняла данный законопроект в первом чтении, но ни второго, ни третьего чтения при этом еще не было. Более того, они Госдумой пока что даже не запланированы. Так что реализация этой меры откладывается!

Кстати, в законодательной инициативе наряду с аннуляцией прав при наличии противопоказаний есть и более положительная мера. Предполагается, что кандидатам в водители и тем, кто меняет В/У по истечении срока действия, не придется приносить бумажную справку в ГИБДД, поскольку вся информация будет доступна в том самом реестре. Но повторим еще раз — пока что это только законопроект!

Кружится, кружится наш хоровод

Зато другое важное новшество 1 марта 2023 года работать уже начнет. Оно касается правил проезда круговых перекрестков. К слову сказать, это уже четвертое изменение данного правила за прошедшие 12 лет. Раньше все было просто: если при въезде на круг висит знак «Уступи дорогу», водитель должен был пропустить автомобили, двигающиеся по кругу. В противном случае действовало «правило правой руки», и пропускать нужно было тех, кто на круг въезжает, если, конечно, не было других знаков приоритета. Однако в какой-то момент законодателям такая формулировка показалась сложной и ее решили изменить. В итоге с 2017 года заработала новая схема: круг стал всегда «главным», если нет знаков приоритета. Из-за этого в одних местах знаки «Уступи дорогу» стали оперативно снимать, в других — наоборот, вешать знак «Главная дорога», чтобы круг стал главным… Сами водители при этом путались и нередко попадали в аварии. В общем, царил хаос, хотя постепенно все привыкли к общему правилу, что круг считается «главным».

И тут вдруг выяснилось, что, оказывается, не все так просто. К примеру, что делать водителю, если при въезде на перекресток с круговым движением установлен светофор? Вроде бы по ПДД светофор отменяет действие знаков приоритета — если горит «зеленый», то главная дорога у тебя. С другой стороны, круговой перекресток — это все еще перекресток. То есть прежде чем въезжать на него, водитель обязан уступить дорогу тем транспортным средствам, которые завершают маневр. Одним словом, вновь возникла правовая коллизия и путаница, из-за которой даже возникали судебные разбирательства.

Вот это — пример кругового перекрестка со знаками приоритета. На нем главный тот, кто движется по главной дороге. А вот если бы такого знака не было, преимущество было бы у того, кто движется по кругу

Вот именно поэтому с марта 2023 года в очередной раз меняется формулировка ПДД. Теперь она звучит следующим образом: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку». То есть проще говоря, круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.

«Безусловно, бесконечная чехарда вокруг правил движения через перекресток с круговым движением создает путаницу и предпосылки для ДТП. Очевидно, предлагаемое очередное изменение, состоящее лишь из одной фразы “по дороге, не являющейся главной”, направлено на более конкретное уточнение правил проезда таких перекрестков. Однако это опять же может внести сумятицу — водителям придется вспоминать, как именно определяется и обозначается главная дорога, а делать это при въезде на круговое движение — значит отвлекаться и рассеивать внимание при движении», — считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. Да и зачем законодатели постоянно меняют формулировки, вместо того чтобы установить единый на всю страну стандарт, по которому каждый круговой перекресток сопровождался бы знаком «Уступи дорогу» на въезде, тоже непонятно. Но решение принято, поэтому рекомендуем всем водителям помнить не только о том, что круг считается главным, но и что правило трех «Д» никто не отменял.

Стоим по-новому, смотрим на знаки

Наконец, еще один ряд изменений в первый день весны касается правил остановки и стоянки транспортных средств. Во-первых, с 1 марта 2023 года будет полностью запрещена остановка и стоянка на островках безопасности. В принципе, на них было запрещено останавливаться и раньше, но такое действие подпадало под нарушение требований разметки, если рядом не было установлено иных знаков. Теперь же остановка и стоянка на островках безопасности будет прописана в ПДД отдельным пунктом.

Если стационарной камеры нет, а собирать штрафы хочется — можно поставить автомобиль с камерой на островок безопасности. И ничего, что выезжающим на главную дорогу водителям этот фургон начисто закрывает обзор… Хотелось бы надеяться, что новые нормы будут действовать и на блюстителей «порядка»!

Во-вторых, с марта 2023 года для обозначения платной парковки можно будет использовать прерывистые линии разметки синего цвета. В некоторых странах Европы синяя разметка действительно служит для обозначения зон платной парковки. С марта аналогичную разметку, но только прерывистую, можно будет применять и у нас. Предполагается, что благодаря новой цветовой схеме водители смогут быстрее понимать, нужно им оплачивать парковку или нет. Вот только подумали ли законотворцы, что климат в нашей стране совсем не европейский и разметку банально не будет видно?! Быть может, поэтому такое правило начинает работать именно весной, когда тает снег…

Наконец, еще одно нововведение связано с новыми дорожными знаками. Теперь в ПДД появится ряд знаков и табличек, а именно — знаки 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также таблички 8.4.7.2 «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности» и 8.26 «Зарядка электромобилей». Любопытно, что некоторые из этих знаков уже активно применялись на российских дорогах, к примеру, в Москве. Однако теперь они будут окончательно закреплены в ПДД.

Как видите, уже в марте водителей действительно ждет целый ряд изменений. Будем надеяться, что все они пойдут им на благо.